Древняя Русь
Некоторые историки считают, что баня завезена на Русь арабами или греками, но такое утверждение совершенно необоснованно. Русская баня не имеет с восточной традицией ничего общего ни по устройству парных сооружений, ни по отношению к самой банной процедуре. Древние скифы, жившие в наших широтах еще в V—VI веках до нашей эры, уже пользовались парной. Недаром много путешествовавший Геродот сравнивает скифскую баню с греческой. Из его описаний нам извстно, что скифы устраивали походную баню, скрепив в форме шалаша несколько жердей и покрыв их войлоком и шкурами. Внутрь они зано-с или широкий сосуд с раскаленными добела камнями, бросали на них конопляное семя и брызгали водой, отчего поднимался ароматный жар. Потея в такой парной, человек одновременно вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух. «Никакая греческая баня, — утверждал Геродот, — не сравнится с ней (скифской баней). Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия». Если суждение древнего историка справедливо, то не остается никаких сомнений, что русская баня является самобытным изобретением славян, наших предков.![](/images/81956993.jpg)
Собственные документальные упоминания о бане на Руси сделаны летописцем Нестором. В древнейшей рукописи Повести временных лет, относящейся к XI веку, имеется описание банного ритуала, из чего следует, что баня на Руси была самым обыденным явлением. Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю древних славян, где тот стал свидетелем поразившей его картины. Люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз. Творимое действие показалось апостолу Андрею скорее самоистязанием, чем банной процедурой, и, вернувшись в Рим, он с непреходящим изумлением рассказывал о виденных им чудесах. Многие путешественники, побывавшие на Руси, не забывали упомянуть в своих рассказах о невероятных, как им казалось, банных обычаях.
«В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена противоположных действий благоприятствует их здоровью...» Так описывал свои впечатления немецкий ученый Олеа-рий, побывавший в России в начале XVII века. Можно себе представить удивление ученого, приехавшего из Европы, где бани долгое время находились под запретом! Олеарий был поражен, когда инког-гнито заглянул в одну из общественных бань и увидел, что мужчины и женщины находятся в бане месте и лишь некоторые из них прикрываются вейками. Большинство же чувствовали себя совершенно свободно. Европейцу и в ум не могло прийти, что баня может использоваться исключительно по прямому назначению!
А вот что на ту же тему пишет небезызвестный Джакомо Казакова, посетивший в 1774 году Москву в сопровождении девицы Заиры, купленной им в Петербурге за 1000 рублей: «В субботу, как это принято у русских, мы отправились в знаменитые русские бани. Там уже находилось около 30 человек, и все они были нагие. Однако поскольку никто ни на кого здесь не смотрит, то никто и не чувствует себя неловко. Такое полное отсутствие чувства стыда свойственно людям невинным и целомудренным, какими и являются от рождения русские». Замечание тем более ценное, что знаменитый повеса в данных вопросах, несомненно, разбирался. Как тут не вспомнить библейскую историю с райским яблоком. Адам и Ева не знали греха, ходили обнаженными и не стыдились, пока древний змей не ввел их в искушение.
Долгое время баня на Руси не была разделена. И общественных банях парились вместе, невзирая на пол и возраст. Первые попытки развести купальщиков по разным помещениям были предприняты при Иване Грозном. Однажды посетив Псков, царь увидел, как из общественной бани выбегают на улицу совершенно голыми мужчины и женщины, монахи и монашки. Хотя никакого разврата не наблюдалось, церковным служителям было запрещено входить в баню одновременно с представителями другого пола. Что касается остальных посетителей, все оставалось по-прежнему. В домашних банях мылись целыми семьями, мужчины и женщины находились вместе, и никого это не смущало.
Гораздо больше, чем чистота нравов, поражала иностранцев невиданная закаленность и телесное здоровье русских. Существует рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он запретил солдатам купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: „Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая на тура“». Сам Петр I был не только большим знатоком русской бани, но основателем водолечебных курортов в России.
Врач Вильям Тук писал в 1779 году в английских заметках: «Среди русских распространено лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое. В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане».
В деревнях бани традиционно строились на берегу реки, озера или рядом с колодцем, чтобы вода была под рукой, и поодаль от основных строений, чтобы избежать случайных пожаров. Баня по-черному своим происхождением и устройством напоминает финскую дымовую сауну. Недаром исследователи называют русскую баню и сауну родными сестрами. Действительно, когда-то они были похожи, но нынешние процедуры и воздействие на организм человека русской бани и сауны совершенно различны, но об этом поговорим немного позже.
Баня по-черному самая древняя. Из-за отсутствия дымохода ее стены бывали дочерна закопчены, откуда и произошло такое название. Она представляет собой маленькую бревенчатую избу с очень низким потолком. В предбаннике ставились лавки для отдыха и вешались крюки для одежды. В парной имелась печь, полок высотой метра полтора и лохань с водой. Печь-каменка располагалась в углу и топилась дровами. Над печью имелось маленькое окно. Когда баню топили, дым шел непосредственно в комнату, заполнял парную и выходил в открытое окошко. Когда дрова сгорали и выветривался весь угар, окошко закрывали и мокрым веником обтирали стены и потолок, удаляя лишнюю копоть. От распаренного дерева, достигшего температуры воздуха, шел специфический банный аромат. На камни плескали воду, и помещение наполнялось отменным жаром. После этого можно было париться березовым веником и от души потеть, время от времени выбегая на улицу, чтобы окунуться в речку или снег.
Баня по-черному была распространена по всей России, поскольку быстро и легко строилась. При освоении новых мест, как правило, в первую очередь строили баню, которая возводилась за считанные дни, а потом уже принимались за дом и дальнейшее обустройство.
Баня по-белому отличается более совершенным устройством печи и наличием дымохода. Во время топки дым в помещение парной уже не попадал, а через печную трубу выводился наружу. Печь имела поддувало для забора холодного воздуха, очаг, где топились дрова, и каменку, расположенную непосредственно над очагом. Иногда к печи пристраивали котел для нагрева воды. Когда дрова прогорали и превращались в угли, заслонку в печи закрывали, и можно было приступать непосредственно к парной процедуре. На раскаленные камни из ковшика плескали воду, квас или травяные настои. Массивная печь-каменка долго держала жар, которого хватало на всю семью. Общественные бани в городах строились по такому же принципу, только отличались размерами печей и соответствующих помещений. Баня по-белому. За сотни лет не претерпела никаких структурных изменений, ею доныне пользуются во всех русских деревнях, и даже в эпоху всеобщей урбанизации она сохраняет множество поклонников.
В некоторых степных районах, в целях экономии древесины, получила широкое распространение баня... в печи. Оригинальная баня, аналогов которой нет и не было нигде в мире, применялась В основном для парения стариков, больных или детей. Сооружалась она следующим образом. Печные устья в старинных русских домах имели очень широкие своды: полметра в высоту и метра полтора в глубину. В этих печах пекли хлеб или варили в больших чугунных котлах щи. Когда кулинарный процесс был окончен, угли из печи полностью выгребались, стены обтирались от сажи и копоти мокрой тряпкой, и все, парильня готова! Человека, желающего принять баню, засовывали внутрь на широкой лопате или на специальных досках и закрывали На ним заслонку. С собой купальщик брал лоханку с водой и веник. Плеснув водицей изнутри на i гены, можно было поддать хорошего жару!
Как ни странно, баня по-черному и баня в печи сохранились до нашего времени. Жар в таких Ланях чрезвычайно «духовит» и полезен для здоро-IU.II, правда, для приготовления бани по-черному требуется немалое умение. Однако любители не переводятся! В жизни славян ни одно важное событие не обходилось без бани. В бане человек рождался, посещал ее накануне свадьбы, а когда умирал, его омывали тоже в бане. Существует множество народных поверий, связанных с баней. Здесь гадали и ворожили, изгоняли хворь, лечили от сглаза. В бане нельзя было кричать, ссориться или ругаться: такое поведение считалось крайне непристойным. Об оргиях, пьянстве и плотских утехах, свойственных древним римлянам и средневековым европейцам, в русской бане даже не помышляли!
Несмотря на внешнюю скромность и непритязательность, русская баня имеет славные вековые корни, которыми мы по праву можем гордиться. Недаром русская баня без всяких конструктивных изменений пережила все исторические катаклизмы, чего не скажешь о многих ее заграничных «сородичах», «предшественниках» и «коллегах», которые после шумной и скандальной жизни канули в небытие или трансформировались в нечто совсем иное.
По материалам сайта www.goldsauna.ru