Древняя Русь
Некоторые историки считают, что баня завезена на Русь арабами или греками, но такое утверждение совершенно необоснованно. Русская баня не имеет с восточной традицией ничего общего ни по устройству парных сооружений, ни по отношению к самой банной процедуре. Древние скифы, жившие в наших широтах еще в V—VI веках до нашей эры, уже пользовались парной. Недаром много путешествовавший Геродот сравнивает скифскую баню с греческой. Из его описаний нам извстно, что скифы устраивали походную баню, скрепив в форме шалаша несколько жердей и покрыв их войлоком и шкурами. Внутрь они зано-с или широкий сосуд с раскаленными добела камнями, бросали на них конопляное семя и брызгали водой, отчего поднимался ароматный жар. Потея в такой парной, человек одновременно вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух. «Никакая греческая баня, — утверждал Геродот, — не сравнится с ней (скифской баней). Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия». Если суждение древнего историка справедливо, то не остается никаких сомнений, что русская баня является самобытным изобретением славян, наших предков.
Собственные документальные упоминания о бане на Руси сделаны летописцем Нестором. В древнейшей рукописи Повести временных лет, относящейся к XI веку, имеется описание банного ритуала, из чего следует, что баня на Руси была самым обыденным явлением. Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю древних славян, где тот стал свидетелем поразившей его картины. Люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз. Творимое действие показалось апостолу Андрею скорее самоистязанием, чем банной процедурой, и, вернувшись в Рим, он с непреходящим изумлением рассказывал о виденных им чудесах. Многие путешественники, побывавшие на Руси, не забывали упомянуть в своих рассказах о невероятных, как им казалось, банных обычаях.
«В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена противоположных действий благоприятствует их здоровью...» Так описывал свои впечатления немецкий ученый Олеа-рий, побывавший в России в начале XVII века. Можно себе представить удивление ученого, приехавшего из Европы, где бани долгое время находились под запретом! Олеарий был поражен, когда инког-гнито заглянул в одну из общественных бань и увидел, что мужчины и женщины находятся в бане месте и лишь некоторые из них прикрываются вейками. Большинство же чувствовали себя совершенно свободно. Европейцу и в ум не могло прийти, что баня может использоваться исключительно по прямому назначению!
А вот что на ту же тему пишет небезызвестный Джакомо Казакова, посетивший в 1774 году Москву в сопровождении девицы Заиры, купленной им в Петербурге за 1000 рублей: «В субботу, как это принято у русских, мы отправились в знаменитые русские бани. Там уже находилось около 30 человек, и все они были нагие. Однако поскольку никто ни на кого здесь не смотрит, то никто и не чувствует себя неловко. Такое полное отсутствие чувства стыда свойственно людям невинным и целомудренным, какими и являются от рождения русские». Замечание тем более ценное, что знаменитый повеса в данных вопросах, несомненно, разбирался. Как тут не вспомнить библейскую историю с райским яблоком. Адам и Ева не знали греха, ходили обнаженными и не стыдились, пока древний змей не ввел их в искушение.
Долгое время баня на Руси не была разделена. И общественных банях парились вместе, невзирая на пол и возраст. Первые попытки развести купальщиков по разным помещениям были предприняты при Иване Грозном. Однажды посетив Псков, царь увидел, как из общественной бани выбегают на улицу совершенно голыми мужчины и женщины, монахи и монашки. Хотя никакого разврата не наблюдалось, церковным служителям было запрещено входить в баню одновременно с представителями другого пола. Что касается остальных посетителей, все оставалось по-прежнему. В домашних банях мылись целыми семьями, мужчины и женщины находились вместе, и никого это не смущало.
Гораздо больше, чем чистота нравов, поражала иностранцев невиданная закаленность и телесное здоровье русских. Существует рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он запретил солдатам купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: „Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая на тура“». Сам Петр I был не только большим знатоком русской бани, но основателем водолечебных курортов в России.
Врач Вильям Тук писал в 1779 году в английских заметках: «Среди русских распространено лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое. В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане».
В деревнях бани традиционно строились на берегу реки, озера или рядом с колодцем, чтобы вода была под рукой, и поодаль от основных строений, чтобы избежать случайных пожаров. Баня по-черному своим происхождением и устройством напоминает финскую дымовую сауну. Недаром исследователи называют русскую баню и сауну родными сестрами. Действительно, когда-то они были похожи, но нынешние процедуры и воздействие на организм человека русской бани и сауны совершенно различны, но об этом поговорим немного позже.
Баня по-черному самая древняя. Из-за отсутствия дымохода ее стены бывали дочерна закопчены, откуда и произошло такое название. Она представляет собой маленькую бревенчатую избу с очень низким потолком. В предбаннике ставились лавки для отдыха и вешались крюки для одежды. В парной имелась печь, полок высотой метра полтора и лохань с водой. Печь-каменка располагалась в углу и топилась дровами. Над печью имелось маленькое окно. Когда баню топили, дым шел непосредственно в комнату, заполнял парную и выходил в открытое окошко. Когда дрова сгорали и выветривался весь угар, окошко закрывали и мокрым веником обтирали стены и потолок, удаляя лишнюю копоть. От распаренного дерева, достигшего температуры воздуха, шел специфический банный аромат. На камни плескали воду, и помещение наполнялось отменным жаром. После этого можно было париться березовым веником и от души потеть, время от времени выбегая на улицу, чтобы окунуться в речку или снег.
Баня по-черному была распространена по всей России, поскольку быстро и легко строилась. При освоении новых мест, как правило, в первую очередь строили баню, которая возводилась за считанные дни, а потом уже принимались за дом и дальнейшее обустройство.
Баня по-белому отличается более совершенным устройством печи и наличием дымохода. Во время топки дым в помещение парной уже не попадал, а через печную трубу выводился наружу. Печь имела поддувало для забора холодного воздуха, очаг, где топились дрова, и каменку, расположенную непосредственно над очагом. Иногда к печи пристраивали котел для нагрева воды. Когда дрова прогорали и превращались в угли, заслонку в печи закрывали, и можно было приступать непосредственно к парной процедуре. На раскаленные камни из ковшика плескали воду, квас или травяные настои. Массивная печь-каменка долго держала жар, которого хватало на всю семью. Общественные бани в городах строились по такому же принципу, только отличались размерами печей и соответствующих помещений. Баня по-белому. За сотни лет не претерпела никаких структурных изменений, ею доныне пользуются во всех русских деревнях, и даже в эпоху всеобщей урбанизации она сохраняет множество поклонников.
В некоторых степных районах, в целях экономии древесины, получила широкое распространение баня... в печи. Оригинальная баня, аналогов которой нет и не было нигде в мире, применялась В основном для парения стариков, больных или детей. Сооружалась она следующим образом. Печные устья в старинных русских домах имели очень широкие своды: полметра в высоту и метра полтора в глубину. В этих печах пекли хлеб или варили в больших чугунных котлах щи. Когда кулинарный процесс был окончен, угли из печи полностью выгребались, стены обтирались от сажи и копоти мокрой тряпкой, и все, парильня готова! Человека, желающего принять баню, засовывали внутрь на широкой лопате или на специальных досках и закрывали На ним заслонку. С собой купальщик брал лоханку с водой и веник. Плеснув водицей изнутри на i гены, можно было поддать хорошего жару!
Как ни странно, баня по-черному и баня в печи сохранились до нашего времени. Жар в таких Ланях чрезвычайно «духовит» и полезен для здоро-IU.II, правда, для приготовления бани по-черному требуется немалое умение. Однако любители не переводятся! В жизни славян ни одно важное событие не обходилось без бани. В бане человек рождался, посещал ее накануне свадьбы, а когда умирал, его омывали тоже в бане. Существует множество народных поверий, связанных с баней. Здесь гадали и ворожили, изгоняли хворь, лечили от сглаза. В бане нельзя было кричать, ссориться или ругаться: такое поведение считалось крайне непристойным. Об оргиях, пьянстве и плотских утехах, свойственных древним римлянам и средневековым европейцам, в русской бане даже не помышляли!
Несмотря на внешнюю скромность и непритязательность, русская баня имеет славные вековые корни, которыми мы по праву можем гордиться. Недаром русская баня без всяких конструктивных изменений пережила все исторические катаклизмы, чего не скажешь о многих ее заграничных «сородичах», «предшественниках» и «коллегах», которые после шумной и скандальной жизни канули в небытие или трансформировались в нечто совсем иное.
По материалам сайта www.goldsauna.ru