Ближний Восток
Падение Римской империи совпало по времени с расцветом исламской культуры, и в частности с возникновением и бурным развитием восточной бани, или хамама, который сохранился до наших дней. На очередном примере мы можем убедиться, что общая культура и отношение к бане неразрывно связаны.
Еще до появления ислама частое мытье и благоговейное отношение к воде, обусловленное жарким климатом, было традиционным для народов Ближнего Востока. Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами и переняв от них некоторые банные традиции, научились пользоваться парной, однако считали погружение в ванну или другую емкость с водой недопустимым, поскольку такое действие представлялось им купанием в собственной нечистоте. Поэтому они предпочитали обливаться холодной водой.
Однако пророк Мухаммед, испытав на себе чудесное действие римских терм, распространенных в те времена повсюду, разрешил регулярное пользование баней, отдельно указав, что банная процедура способствует повышению рождаемости. Эта цель для каждого правоверного мусульманина является священной, поэтому с возникновением ислама восточная баня получила путевку в жизнь, и началось бурное развитие хамама.
Арабские завоеватели редко использовали строения римлян и вообще варварски обходились с наследием античного мира. При покорении Александрии в 642 году они полгода топили римские бани пергаментами из библиотеки Птолемеев. Однако сама идея горячих терм имела у завоевателей потрясающий успех. Унаследовав от римлян систему гигиены и ухода за телом, арабы начали строить собственные бани, гораздо менее помпезные и более многочисленные.
С распространением ислама хамамы появились на территории будущего Ирака, Средней Азии, в Северной Африке. Десять тысяч бань было построено в одном только Багдаде! Хамам, утвердившийся как неотъемлемый атрибут городской архитектуры, строился недалеко от мечети, но несколько в стороне, занимая более скромное место, однако его всегда можно было узнать по высокой куполообразной крыше со стеклянными окнами в центральном куполе. Хамам имелся в каждом городском квартале и регулярно принимал посетителей.
Как и римские термы, хамам очень скоро стал центром общественной жизни. Входная плата была предельно мала, и самый бедный горожанин мог позволить себе банное удовольствие без ограничений. Богатые люди, владеющие собственной баней, при этом обязательно посещали и хамам, что должно было свидетельствовать о чистоте тела, души и помыслов.
Бани сооружались на средства города, мечети или на пожертвования отдельных богачей-покровителей. Постройка хамама считалась богоугодным делом, достойным уважения окружающих. «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», — говорил известный арабский писатель Юсуф Абдал-Хади. Если открывался новый хамам, глашатай разносил эту новость по всему городу, и первые 3 дня посещение хамама было бесплатным.
Процедура восточной бани состоит из пяти основных действий: разогрев тела, энергичный массаж, очищение кожи с помощью рукавицы, намыливание и обливание водой и заключительная стадия — релаксация. С ритуалом восточных бань ложно ознакомиться и в наше время. В Стамбуле до пор действует знаменитая «баня с изразцами», построенная почти 500 лет назад. Порядок и последовательность банных процедур практически не изменились.
Посещение хамама начинается с раздевалки, где клиент оставляет одежду. Телак — универсальный служащий бани — помогает ему завернуться в полотенце, поскольку публичное обнажение интимных мест в исламской бане считается оскорблением окружающих. Не правда ли, весьма существенное отличие от римских порядков!
Пол в хамаме горячий, поэтому клиенты обычно пользуются специальными деревянными башмаками. Из раздевалки посетитель направляется в парное помещение, называемое харара. Здесь он сидит и потеет, окутанный клубами горячего пара, пока тело не разогреется до состояния, необходимого для последующего энергичного массажа, которым особенно славится турецкая баня.
Телак следит за пребыванием клиента и, когда подходит время, предлагает ему лечь на специальную каменную лежанку. Камень такой горячий, что посетитель начинает потеть еще обильней и полностью расслабляется. Тут и начинается действо, производящее незабываемое впечатление на всех, кто когда-либо побывал в турецкой бане.
Телак управляется с телом клиента мастерски и совершенно бесцеремонно, месит его как тесто, так что со стороны процедура выглядит пыткой. Такое обращение, разумеется, требует высочайшего профессионализма, иначе травм было бы не избежать! Суставы по очереди то и дело выкручиваются, до предела вытягиваются руки и ноги, в дугу сгибается позвоночник! Телак бьет клиента кулаком, прыгает ему на плечи, дергает за голову, швыряет из стороны в сторону, сгибает так, что ноги достают до шеи. При этом клиент не чувствует никакой боли, однако зачастую не может сдержать эмоций, издавая сдержанные крики и стоны.
После массажа клиент попадает в руки цирюльника, который уводит его в одну из ниш, скрытых от посторонних глаз. Наступает время депфляции, издревле принятой на Востоке по соображениям гигиены; волосы на теле удаляют с помощыо специальных паст. Стрижка волос, ногтей, выведение мозолей. Все это происходит в горячем помещении, затем клиент снова передается в руки телака, который окатывает его теплой водой и начинает тереть грубой рукавицей, изготовленной из верблюжьей шерсти или конского волоса. Распаренное тело клиента под слегка намыленной рукавицей скрипит, становится розовым, гладким и блестящим.
Снова выливается на голову ушат воды, и только после этого происходит процедура намыливания с помощью специального полотняного пузыря, при этом используется заранее приготовленная мыльная пена. Легкая пена — по контрасту с грубой рукавицей — омывает тело ласково и нежно. После следует многократное обливание водой. Потом при желании можно погрузиться в общий бассейн, который, впрочем, в восточной культуре выполняет скорее декоративное назначение. Все-таки погружение в емкость с водой мусульмане до конца не приняли!
После омовения клиент в сопровождении телака возвращается в раздевалку, где присоединяется к другим посетителям, отдыхающим после банных процедур. Здесь и происходит собственно общение, традиционный обмен последними новостями. Можно пить чай, кофе, курить и в полной мере наслаждаться расслабленным состоянием и покоем.
Лечебное действие хамама известно с давних времен. Банная процедура предписывалась для лечения целого ряда болезней. Великий арабский врач Авиценна, практиковавший в X веке, при помощи бани лечил паралич, нервные расстройства, слабость пищеварения, несварение, мигрени, ревматизм, желтуху, вздутие печени, боли в селезенке и многое другое. Он утверждал, что если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и регулярно посещать баню, то никакой нужды в лекарствах не будет. Утверждение для давних приверженцев и знатоков бани отнюдь не удивительное! Постепенно хамам стал местом, где обязательно отмечаются знаменательные события мусульманской жизни: рождение ребенка, обрезание, помолвка, свадьба, возвращение с войны или военной службы.
Совместное посещение бани с гостем — непременный атрибут восточного гостеприимства. Хамам посещают в качестве религиозного действа, перед дальней дорогой, после болезни или выхода из тюрьмы. Восточная баня поддерживается в рабочей готовности с самого раннего утра, чтобы принять всех желающих совершить омовение перед утренней молитвой, поскольку считается, что именно в это время тело легче всего расстается с грязью и разными болезнями.
Хамам продолжает играть очень важную роль в жизни восточной женщины. Во времена, когда хамам только завоевывал всеобщее признание, женщина в мусульманском мире была бесправным существом. Посещение бани ей разрешалось только после болезни или родов, и то — в знак религиозного очищения, а никак не в качестве оздоровительной процедуры. Однако с течением времени начали строиться и женские бани, и хамам стал насущной необходимостью для восточной женщины. В Турции даже действовал закон: если муж не пускает жену в баню, она имеет право на развод. Для турецкой женщины хамам веками заменял театры, балы, путешествия и прочие развлечения, которыми заполняли свою жизнь европейки. В бане восточная женщина узнавала сплетни, обсуждала новости, занималась своим здоровьем и внешностью, наводила красоту с помощью множества косметических приспособлений и тратила на посещение бани иногда целый день, поэтому сборы, как правило, были основательными и долгими. Недаром существует старая пословица: «Собирается, как турчанка в баню!».
В XX веке в истории хамама начался черный период. Пожертвования почти полностью прекратились, поскольку богатые горожане, предпочитая пользоваться благами западной цивилизации, строили в своих домах комфортабельные ванные комнаты и души по европейскому образцу. Хамамы пришли в упадок, и число их стало быстро сокращаться. Однако в последнее время, благодаря посещению многочисленных туристов и возрождению интереса к национальным обычаям, восточная баня получила новый стимул к развитию и восстановлению былых традиций. Хамам, отражающий дух мусульманского мира, конечно же, трудно переоценить по его значимости и влиянию на развитие всего Ближнего Востока. Если кто-то хочет понять ту или иную культуру, вникнуть в национальные особенности, движущие обществом, то в первую очередь следует разобраться в банных традициях и обычаях этого народа!